Цикл статей, посвященных автоматизации контрольно-надзорной деятельности, продолжается экспертным мнением заместителя генерального директора компании «КСБ-СОФТ» Ивана Федорова
О систематизации и учете обязательных требований
Одной из основных целей проведения реформы является повышение эффективности и качества контрольно-надзорной деятельности. На деле это означает необходимость создания прозрачного и понятного контроля — все требования, которыми руководствуется КНО при проведении проверок, следует публиковать на портале органа власти, чтобы проверяемые лица знали, что именно проверяют и почему.
По стандарту информатизации КНД необходимо, чтобы информационная система позволяла формировать перечни нормативно-правовых актов с указанием структурных единиц, т.е. статей, пунктов и/или подпунктов. И желательно, чтобы она взаимодействовала со справочно-правовой системой, которая используется проверяемым лицом. В результате должна получиться структурированная информация: наименование документа, сведения о его утверждении, краткое описание и список структурных единиц.
После того, как перечень НПА сформирован, в системе, по нашему мнению, необходима кнопка «Опубликовать», благодаря которой весь перечень попадет на портал ведомства в сети Интернет. Следующим этапом следует сформировать реестр обязательных требований. Конечной целью этого процесса является внесение требований в Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (ФРГУ). Но до этого момента данные должны храниться в специальном разделе системы, откуда их легко можно будет направить в реестр нажатием кнопки «Отправить в ФРГУ». На основе этих обязательных требований будет формироваться проверочный лист (список контрольных вопросов при осуществлении плановых проверок). Мы считаем, что он должен генерироваться именно в такой последовательности, а не создаваться бессистемно «из воздуха».
Все вопросы проверочного листа, они же требования, объединяются в группы по типу (или виду, если угодно) проверяемого субъекта/объекта, что позволяет формировать профиль субъекта/объекта.
Особое внимание следует обратить на состав сведений, который должен содержаться в каждом требовании:
• ссылка на НПА;
• содержание требования;
• наименование вида КНД;
• наименование типа проверяемого объекта;
• описание критериев принятия решения о выполнении либо невыполнении требования;
• предписания в случае невыполнения требования; вид ответственности, предусмотренной за невыполнение (см. п. 7.2.1. Стандарта информатизации КНД).
Если первые четыре пункта не вызывают вопросов, то пятый – «описание критериев принятия решения о выполнении либо невыполнении требования» – кажется нам очень интересным. К примеру, задается вопрос, который предполагает несколько вариантов ответа, не просто «да» или «нет», а значение в интервале или значение из списка. В этом случае система должна автоматически формировать предписания соответственно каждому варианту ответа. На самом же деле вопросы сразу можно перестроить с указанием интервалов или списков, но Стандарт предлагает форматно-логический ввод — это значит, что ответы должны быть предопределенными. На наш взгляд, это и есть критерий принятия решения о выполнении обязательных требований в проверочном листе. Как только система выясняет, что требование не выполняется, она вносит соответствующее предписание по этому требованию в протокол об административном правонарушении. Если же предусмотрен вид ответственности, то система вполне разумно подсказывает статьи из КоАП. Именно такие принципы работы заложены в ИАС «Альфа-КНД».
Завершающим этапом этого процесса является формирование проверочного листа на основе реестра обязательных требований. Сформированный лист по требованию стандарта должен быть направлен через СМЭВ во ФГИС «ЕРП», а также в личный кабинет проверяемого лица. А обязательные требования, напомним, направляются также через СМЭВ во ФРГУ.