В декабре прошлого года Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации назвал информационную систему «Контрольно-надзорная деятельность Чувашской Республики» лучшей практикой контрольной и надзорной деятельности. В основе ИС заложены технологии, используемые «КСБ-СОФТ» в программном комплексе «Альфа-КНД».
Подробнее о риск-ориентированном подходе (РОП) и системе управления рисками (СУР) рассказал заместитель генерального директора по развитию ООО «КСБ-СОФТ» Иван Фёдоров.
Риск-ориентированный подход (РОП)
Вот уже третий год в России продолжается реформа контрольно-надзорной деятельности . Много слов было сказано о том, что прежние методы контроля и надзора уже устарели, а правило трёх лет давно потеряло свою эффективность (предприятия малого бизнеса встречаются с проверяющими инспекторами раз в три года). На смену им пришел риск-ориентированный подход , который призван снизить административное давление на бизнес.
Для решения задачи внедрения РОП проектным комитетом задумана автоматизация контрольно-надзорной деятельности , т.е. внедрить РОП планируется через нее. В рамках реформы был разработан стандарт информатизации КНД . Строго говоря, это требования, предъявляемые к разрабатываемой системе, которая будет непосредственно автоматизировать все процессы КНД, в том числе и те, которые будут разработаны в ходе реформы. Но обо всём по порядку.
Система управления рисками (СУР)
Вот за этим страшным названием и скрывается тот самый РОП. Фактически это один из тех механизмов, который должен «снизить административную нагрузку» и «повысить эффективность работы контрольно-надзорного органа». И вот что нужно сделать по стандарту в создаваемой системе, чтобы этот механизм заработал:
• завести реестр проверяемых лиц , т.е. наполнить список теми, кого будут проверять и что будут проверять. И их не два и не три – он один, почитайте внимательно стандарт (см. п. 5.1.1 Стандарт информатизации КНД). Один реестр проверяемых субъектов и объектов. И если инспектор занимается КНД, в которой проверяется только субъект, то у него и не должно быть инструментов для работы с объектами в принципе. И напротив, если инспектор проверяет и субъект, и его объект(ы), то его реестр содержит информацию и о субъекте, и о его объекте(ах). Это если вкратце.
Каждому проверяемому субъекту/объекту необходимо присвоить категорию риска . Стоп! Мы же занимаемся автоматизацией. А разве не система должна сама это сделать? Именно она. Правила, по которым система должна присваивать категорию риска, называются критериями отнесения деятельности ЮЛ и ИП к категориям риска . Данные правила учитывают факторы риска, и делается это для того, чтобы знать, кого проверять в первую очередь, кого второстепенно, а кого можно пока не беспокоить. Так что, товарищи инспектора, в нашей системе вручную вводить ничего не придется. И не важно, 500 у вас субъектов/объектов или 5000, система сама рассчитает категории риска.
• план проверок теперь должен составляться с учётом присвоенных категорий риска , т.е. с использованием РОП. В свою очередь, РОП должен учесть ранее проведенные проверки. Историю проверок система самостоятельно выгружает с портала «Генеральной прокуратуры РФ», что позволяет незамедлительно приступить к работе. Кроме того, по стандарту информатизации КНД , требуется интеграция с ФГИС «ЕРП» . Взаимодействие с этой системой позволит инспекторам согласовывать план проверок, внеплановые проверки, заносить сведения в паспорт контрольно-надзорного мероприятия и предоставлять сформированные проверочные листы.
• необходимо занести информацию о причинённом ущербе (вреде) . Эти сведения будут учитываться при присвоении категории риска и оценке эффективности и результативности.
В первом приближении процесс функционирования системы управления рисками должен работать следующим образом:
1. СУР на основе присвоенных категорий риска и с учетом истории проведенных проверок должна предложить план проверок на следующий год;
2. Пользователь системы утверждает план проверок;
3. В запланированный день проводится проверка с использованием проверочных листов;
4. Результаты проверки заносятся в систему;
5. С учетом внесенных результатов происходит пересчет категорий риска;
6. Цикл повторяется.
Таким образом, система осуществляет поддержку принятия решений на каждом этапе процесса. Управленческие задачи должностного лица сводятся к проверке и утверждению предложенных системой решений.
Справка
Приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности» утверждена 21 декабря 2016 года Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Срок ее реализации – до 2025 года. Программа призвана:
1. Снизить уровень ущерба охраняемым законом ценностям;
2. Снизить административную нагрузку на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
3. Повысить уровень зрелости и эффективности контрольно-надзорной деятельности.
Это первая статья из серии, посвященной «Реформе контрольно-надзорной деятельности», в частности ее такому важному направлению, как автоматизация. Этот «путеводитель» основан на стандарте информатизации КНД, его практическом применении в работе инспекторов и личном опыте автоматизации.